15 февраля 2024 года – 35 лет со Дня вывода Советских войск из Афганистана
12
Февраля 2024
Завершился 2023-й год, объявленный в Республике Беларусь Годом мира и созидания, который был нацелен на консолидацию общества, сохранение согласия и стабильности. Всестороннее освещение событий военного лихолетья Великой Отечественной войны, очевидцы которой в силу возраста постепенно покидают нас, а также передача опыта воинов-интернационалистов, прошедших сложный боевой путь, призваны напомнить о ценности мирного неба над головой. Кто как не они – воины-интернационалисты, являясь примером стойкости и мужества, по-настоящему понимают цену мира и стабильности в государстве, тонко чувствуют хрупкость бытия и при этом могут рассказать об этом. Хотя, стараются не особо часто вспоминать события тех лет, чтобы снова не погружаться в тяжелое, окрашенное кровью, время. Недаром традиционное место их встречи 15 февраля в Минске называется просто – «Остров слез».
За десять лет Афганской войны погиб 771 белорус. Сегодня в холдинге «Планар» работает 4 ветерана той войны. С одним из них мы встретились и он рассказал свою историю о службе.
Алихан Махмудович Евлоев, начальник караула ОАО «Планар» был призван на срочную службу в мае 1985 года районным военкоматом г. Сунжа Чечено-Ингушской АССР. В Москве окончил 3-х месячные курсы по подготовке сержантов. Здесь обучали не только военному делу. Опытные инструкторы рассказывали о культуре, истории, традициях и вере населения Афганистана.
После учебного центра проходил службу в должности заместителя командира 1-го взвода, бригады материального обеспечения, которая базировалась в г. Кундуз, что в северной части Афганистана. Теперь он – механик-водитель автомобиля «Камаз», оборудованного крупнокалиберным пулеметом ДШК. В задачи подразделения, где служил Алихан Махмудович, входило сопровождение и охрана колонн, которые доставляли боеприпасы, продукты, топливо, запчасти, медикаменты и т.д. для обеспечения боеспособности военных подразделений и частей, располагавшихся по всей территории Афганистана.
Особенно запомнилось ему пересечение перевала Саланг, который располагался в горах Гиндукуш на высоте 3878 метров над уровнем моря. Как сказал наш собеседник, это был тяжелейший труд. Боевая техника в условиях высокогорья часто ломалась, двигатели теряли мощность, у машин из-за перегрева отказывали тормоза. Приходилось бросать снег на колеса, чтобы ехать дальше. В любой момент можно было просто свалиться в пропасть из-за постоянного гололеда и снега. Почти каждый выход колонн сопровождался обстрелами из всех видов стрелкового оружия, гранатометов. Очень часто машины подрывались на минах, унося с собой жизни боевых товарищей. Не раз приходилось своими руками грузить в машину тяжело раненных и убитых.
Глядя в пожелтевшие фотокарточки, со слезами на глазах и теплотой в голосе он вспоминает те далекие дни. Его сослуживец, уроженец Могилева Василий Хаткевич попадал из крупнокалиберного ДШК в литровую банку с расстояния 100 – 200 метров. Так часто приходилось стрелять, подавляя огневые точки моджахедов. Боевые машины, на которых приходилось служить называет ласково «Ксюхами» и «Натахами» - это различные модификации УРАЛа, а полноприводной Камаз - «Крокодил». Вспоминает он и тот интересный факт, что при подрыве автомобиля на мине, у водителя УРАЛа шансы выжить были заметно выше из-за того, что передняя ось была вынесена вперед, а в Камазе и ГАЗ-66 место водителя располагалось прямо над колесом. Если же случалась поломка автомобиля, которую оперативно не устранить - техника сразу уничтожалась. В приоритете было сохранить жизни личного состава и темп движения колонны. Несмотря на всю опасность, по словам Алихана Махмудовича, все равно было лучше на боевом выезде, чем находиться в расположении гарнизона, где время шло гораздо медленнее.
После выполнения очередной боевой задачи Алихан Махмудович доставлял в медсанбат тяжелораненых бойцов. Здесь он и встретил свою будущую супругу Марину, которая служила медицинской сестрой. Расписались в консульстве СССР в городе Мазари-Шариф. Вернулись вместе на родину жены – в Минск.
После возвращения из Афганистана Алихан Махмудович работал водителем в столичном автопарке № 6. В 2008 году пришел на «Планар», где на протяжении последних лет трудится и по сей день. Вырастил двух дочерей. Все свободное время отдает семье, воспитывает внучку Василису.
Хоть и прошло много лет со времени службы, Алихан Махмудович всегда в канун вывода войск из Афганистана встречается с боевыми друзьями. На вопрос о том, что для вас является самой главной ценностью, не задумываясь отвечает – МИР!